Образовательные стандарты

ФГОС дошкольного образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования — утверждён приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155

План действий по обеспечению введения ФГОС ДО — утверждён первым заместителем Министра образования и науки РФ 31 декабря 2013 года

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

План-график мероприятий регионального уровня по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Хабаровского края на 2014 – 2015 гг. — утверждён распоряжением министерства и науки Хабаровского края от 22 января 2014 года № 50

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

О создании координационного совета по введению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольных образовательных учреждениях и в общеобразовательных учреждениях Нанайского муниципального района — приказ управления образования администрации Нанайского муниципального района от 27 ноября 2013 года № 620

Об организации введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях Нанайского муниципального района — приказ управления образования администрации Нанайского муниципального района от 30.12.2013 № 679

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Приказ об организации введения ФГОС ДО 

План-график мероприятий по введению ФГОС ДО

Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС ДО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ

О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях

► ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО).
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019).
 (Источник)

► КОММЕНТАРИИ К ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 28.02.2014 №08-249

Федеральные государственные требования (ФГТ) в ДОУ  не применяются.

 

Об утвержденных образовательных стандартах, самостоятельно устанавливаемых требованиях

Стандартов, самостоятельно разработанных и утвержденных организацией, нет 
► ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО).
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019).
 (Источник)

Федеральные государственные требования в ДОУ  не применяются.

РОДИТЕЛЯМ О ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад стал первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Основные цели ФГОС ДО:

— обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
— обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
— сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт, как нормативный правовой документ, призван обеспечить достижение каждому ребенку, независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий, возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования в России.

Основные принципы ФГОС ДО:

— поддержка разнообразия детства;
— сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
— полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
— создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Каков должен быть выпускник ДОУ:

Ребенок — выпускник ДОУ, должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.

Участие родителей:

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, и семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 Закон «Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

 

ПЕРЕХОД НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ (ФОП)

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
— обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
— создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
— создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе с ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах.

Материал для ознакомления:

► МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

► Памятка для Родителей о внедрении ФОП ДО

► Презентация: Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики — 2023»

► Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)(Утв. Приказом МинПросвещения России №1028 от 25.11.2022 г.)

► Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утв. Приказом МинПросвещения РФ № 1022 от 24.11.2022 г.)

О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах с приложением их копий и (или) размещением гиперссылки на действующие редакции соответствующих документов

Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 года № 31 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155»

Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержден 28.08.2013 Советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам. Вводится в действие Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). Начало действия документа 01.01.2014.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч.2 ст. 195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
• при приеме на работу для определения квалификации работника;
• при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
• при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
• при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
• при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимые работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. (ч.2 ст. 195.3 ТК РФ).

Документы, регламентирующие введение профессиональных стандартов

1.Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»(зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 N 28534)
2.Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
3.Письмо Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»
4.Постановление Российской Федерации от 27.06.2016 г. N584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными и муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
5.Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»
6.Письмо Минтруда России от 06.07. 2016 г. N 14-2/ООГ-6465 «О применении работодателями профессиональных стандартов»
7.Приказ Минтруда России от 05. 08. 2016 г. N 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н»
8.Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»
9.Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 N 361-р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга»
10.Письмо Минтруда России от 22.02.2017 N 14-3/ООГ-1565, разъясняющее вопросы изменения обязанностей сотрудников в связи с принятием профессионального стандарта.

Профессиональные стандарты педагогических работников
1.
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
2.Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)
3.Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38994)
Профессиональные стандарты не педагогических работников
1.
Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 610н «Об утверждении профессионального стандарта «Повар» (зарегистрировано в Минюсте России 29 сентября 2015 года № 39023)