Образовательные стандарты
ФГОС дошкольного образования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования — утверждён приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155
План действий по обеспечению введения ФГОС ДО — утверждён первым заместителем Министра образования и науки РФ 31 декабря 2013 года
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
План-график мероприятий регионального уровня по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Хабаровского края на 2014 – 2015 гг. — утверждён распоряжением министерства и науки Хабаровского края от 22 января 2014 года № 50
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
О создании координационного совета по введению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольных образовательных учреждениях и в общеобразовательных учреждениях Нанайского муниципального района — приказ управления образования администрации Нанайского муниципального района от 27 ноября 2013 года № 620
Об организации введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях Нанайского муниципального района — приказ управления образования администрации Нанайского муниципального района от 30.12.2013 № 679
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Приказ об организации введения ФГОС ДО
План-график мероприятий по введению ФГОС ДО
Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС ДО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях
► ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО).
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). (Источник)
► КОММЕНТАРИИ К ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 28.02.2014 №08-249
Федеральные государственные требования (ФГТ) в ДОУ не применяются.
Об утвержденных образовательных стандартах, самостоятельно устанавливаемых требованиях
Стандартов, самостоятельно разработанных и утвержденных организацией, нет
► ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО).
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). (Источник)
Федеральные государственные требования в ДОУ не применяются.
РОДИТЕЛЯМ О ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад стал первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Основные цели ФГОС ДО:
— обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
— обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
— сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Именно стандарт, как нормативный правовой документ, призван обеспечить достижение каждому ребенку, независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий, возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования в России.
Основные принципы ФГОС ДО:
— поддержка разнообразия детства;
— сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
— полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
— создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Каков должен быть выпускник ДОУ:
Ребенок — выпускник ДОУ, должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.
Участие родителей:
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, и семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 Закон «Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
ПЕРЕХОД НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ (ФОП)
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
— обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
— создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
— создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе с ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах.
Материал для ознакомления:
► Памятка для Родителей о внедрении ФОП ДО
► Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)(Утв. Приказом МинПросвещения России №1028 от 25.11.2022 г.)
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах с приложением их копий и (или) размещением гиперссылки на действующие редакции соответствующих документов
Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержден 28.08.2013 Советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам. Вводится в действие Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). Начало действия документа 01.01.2014.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч.2 ст. 195.1 ТК РФ).
Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
• при приеме на работу для определения квалификации работника;
• при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
• при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
• при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
• при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимые работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. (ч.2 ст. 195.3 ТК РФ).
Документы, регламентирующие введение профессиональных стандартов
1.Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»(зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 N 28534) |
Профессиональные стандарты педагогических работников 1.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) 2.Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575) 3.Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38994) |
Профессиональные стандарты не педагогических работников 1.Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 610н «Об утверждении профессионального стандарта «Повар» (зарегистрировано в Минюсте России 29 сентября 2015 года № 39023) |