Об организации дошкольного образования детей — инвалидов

Об организации дошкольного образования
детей — инвалидов
Согласно пункту I Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992 №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (далее — Указ) инвалиды 1 и 2 групп имеют право на обслуживание вне очереди в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и других организациях, обслуживающих население, а также пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.
Обучающийся, с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относятся такие граждане РФ, как глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В ДОУ создаются специальные условия для получения образования указанным обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, может быть также организовано образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Эти нормы согласуются с федеральными законами:
«О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 19 № 181-ФЗ)
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст.12 № 122-ФЗ).
Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребенка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. И безусловно, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — это механизм, позволяющий реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование.
ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ в ДОУ
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» дети-инвалиды могут посещать специальные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов или на общих основаниях посещать обычный детский сад, такой как наш. Возможность пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка.
МАДОУ «Детский сад с. Дубовый Мыс»» обучает детей по общеобразовательной программе дошкольного образования.
В ДОУна 2017-2018 учебный год детей-инвалидов и детей с ОВЗ нет.
Инклюзивное образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой группе ДОУ, учитывающей их особые образовательные потребности. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в жизнь группы. Основной технологией при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей с использованием игровых методов для проведения психокоррекции, психотерапии.
Цель работы: Получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Под психологическим сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности, куда включены взаимосвязанные компоненты направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка:
1.Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития в массовой группе.
2.Систематическая психологическая помощь родителям детей-инвалидов в виде консультирования, бесед, обсуждений.
3.Организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических возможностей.
В своей работе с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка — обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Игра — это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
Игротерапия- занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Песочная терапия- занятия проводятся с применением центра песка и воды.
Психогимнастика- включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый — грустный».
Арт-терапия- это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ

Постановление об утверждении родительской платы за присмотр и уход за детьми в МАДОУ

Приказ управления образования от 01.04.2016 № 155 «Об организации работы по разработке и реализации перечня мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида»

Порядок взаимодействия управления образования администрации Нанайского муниципального района и образовательных учреждений района по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка – инвалида и предоставления информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида мероприятий 

РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений и дополнительных гарантиях права на образование отдельным категориям обучающихся

реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ПРАВИТЕЛЬСТВО Хабаровского края РАСПОРЯЖЕНИЕ от 5 июля 2016 г. N 499-рп)

ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

«Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида» (Приказ от 31 июля 2015г. № 528н)

«Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида» (Приказ от 15 октября 2015г. № 723н)

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015)

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1598)

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599)

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным осоновным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

План мероприятий «Дорожная карта РФ» по реализации ФГОС ОВЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Федеральный закон РФ  от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ)

«О реализации Конвенции о правах инвалидов и Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ 

«Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309)

«О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (Федеральный закон РФ от 28 ноября 2015 года № 348-ФЗ)

«О внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов» (Постановление Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2015 года № 1343)

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 )

«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»(Приказ Минтруда России от 30.07.2015 N 527н)

«О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Федеральный закон РФ от 28 ноября 2015 года № 339-ФЗ )

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Разъяснения работодателю организации, осуществляющей деятельность с участием несовершеннолетних, по применению норм Трудового законодательства в отношении лиц, имевших (имеющих) судимость, либо привлекавшихся к уголовной ответственности

Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

Модели раннего выявления детей с ОВЗ

Практики образование детей с ОВЗ

Ранняя помощь семьям детей с ОВЗ

Расчет нормативов на детей с ОВЗ

Реализация адаптированных образовательных программ